Джаз внутри и джаз снаружи
Что такое джаз? Словами этого не объяснишь. Вы можете выискивать умные слова из десяти слогов, но они не помогут вам понять это. И если я скажу что-то в виде определения, то я, вероятно, откажусь от него через минуту. Я не считаю свое утверждение достаточно полным, если скажу, что, по-моему, в какой-то степени все дело заключается в следующем. Некая группа ребят (неважно, кто они и откуда) играет джаз потому, что они носят музыкальное чувство глубоко в своем сердце и ритм в своей крови — ритм, который нельзя ни выкинуть, ни отнять у них даже в том случае, если они будут играть в симфоническом оркестре. И, собственно говоря, неважно, какой тип музыки они решили играть — они всегда будут чувствовать бит лучше, чем тот, кто заучил свои ноты наизусть.
Пи-Ви Рассел.
Город Братск богат талантливыми людьми. У всех этих людей своя история и своя стезя. Один из них Игорь Шульдешов. Джаз музыкант, влюблённый в свою бас гитару. Игорь семь лет жил в Китае, два года в Москве, но с музыкой не расставался.
-С чего все началось?
-Началось всё с рождения. Я помню, когда мне было лет пять, я у бабушки начал клянчить синтезатор. Я почему то в том возрасте по ним балдел, и я понятия не имею почему. Бабушка не купила, потому что они стоили по 400-600 рублей, когда люди получали по 100 рублей в месяц, соответственно надо было работать полгода, чтобы купить инструмент. Она мне дала копилку, сказала: «Копи!», а родителям сказала, что бы отдали меня в музыкальную школу. «Если талант, то он себя найдёт» — мама так говорила. Родители сами по себе были общительные, всегда дома были тусовки. У них был друг, который приходил всегда с гитарой, пел, играл. У них еще был кассетный магнитофон, они включали всякие модные бобины, я маленький лазил с ними, слушал.
-Что слушали?
-Модные советские артисты, Пугачева, Антонов, «Земляне», «Beatles», «DePurple». Всё самое крутое по тем временам. Я просто слушал молча всегда. В пять лет меня никуда не отдали. Лет в десять, этот друг подогнал мне гитару свою акустическую. Ну и всё, я начал играть, Пришёл как-то ко мне двоюродный брат, я с этой гитарой всё возился, он говорит: «А что мы просто так струны дергаем? Давай из неё электрогитару сделаем». Мы положили на пол гитару и с разбега на неё прыгнули, она вся разломалась, в итоге один гриф остался. Мама поругалась, дала денег, я пошел в магазин купил новую гитару.
-Как начал учиться музыке?
-Через год в школу пришел на урок музыки представитель музыкальной студии Геннадия Каляцкого, пригласить всех кто интересуется музыкой, бесплатно обучаться на любом интересующем инструменте. Я заинтересовался, позвал трех своих одноклассников со мной. Надо было срочно на электрогитаре научиться играть — это же круто. Мы пришли, сидит Каляцкий, с папиросой, спрашивает: «На чём хотите играть? На электрогитаре? Хорошо, научитесь, но сначала выучите всю теорию, вы попали в детско-юношеский оркестр!». Дал нам мундштуки от альтов. Двое одноклассников сразу домой ушли. Остались мы вдвоём в эти мундштуки дуть. Потом начали учить ноты. Потом мне трубу дали, она у меня в Китае кстати. Получилось так, что незаметно прошло пять лет. В оркестре играл на трубе до восемнадцати лет, был первой трубой. Гитару я не бросал, играл дома. Мама меня поддерживала в моих начинаниях. Я опять выпросил денег, купил классическую рок гитару «FenderStratocaster». Стоил он где-то 500 баксов. Дома давай носиться от счастья. Оббил одеялом ватным дверь в комнате, что бы звукоизоляция была, папа ругался, что я громко играю. Слушал «Scorpions», «Metallica», уносился в общем, ну и играл естественно.
-На каких музыкальных инструментах играешь?
-Труба, корнет, валторна, альт, электрогитара, акустическая гитара, бас гитара, контрабас. Приходилось играть на барабанах, на синтезаторе, фортепиано, рояле.
-Как ты уехал в Китай?
-У Каляцкого одним из педагогов работал Фёдор Корженевич. Он бы учился в какой-то крутой музыкальной школе Минска. Приметил меня. Я сказал ему, что на гитаре играю, он позвал меня к себе в гости, включил мне на лазерном проигрывателе, что тоже было в конце девяностых круто, джазовые концерты. С тех пор мы с ним эти концерты смотрели постоянно. Он это все не просто так делал. Он мне переписал все эти концерты, я дома начал включать, сразу забыл про рок, начал пытаться играть джаз. Лет в 17 я подошел уже к джазу. То есть Федя меня подвел. Говорит надо ехать в Китай работать. Мы с ним стали вдвоем играть в ресторане «Братск». Он играл на саксофоне, а я на гитаре. Пару лет мы готовились к тому, чтобы поехать в Китай. Мне 19 лет к тому времени было. На чаевые мы взяли билеты Иркутск-Пекин. Приехали мы в Китай. Сначала работали в русском ресторане, еще с двумя братскими музыкантами, но там ничего не получилось. Денег не было, максимум 2 доллара в кармане было. Я на велосипеде начал объезжал все подряд бары, все мне естественно отказывали, в итоге у меня украли велик. Но через некоторое время нас взяли в Ирландский бар. Еще через некоторое время нас позвали работать в Пекин отель. Пару лет поработали там. Всё оставшееся время, которое я жил в Китае сменил много баров, клубов, ресторанов. Но это нормально для джазового музыканта.
-Как ты вернулся в Братск?
-В 2007 году решил приехать домой в гости. Про документы и визы я и думать не думал в Китае, оказалось, что у меня была просрочена виза и меня депортировали. Получилось так, что я прожил два года в Москве, там познакомился с местными музыкантами, поиграл с ними. Потом приехал в Братск.
-Помимо музыки чем занимаешься?
-Я открыл свой магазинчик одежды, в европейском стиле. Начал интересоваться модой. После закрытия частенько остаюсь и играю на гитаре.
Что тебя вдохновляет?
-Любовь. Она жизнь наполняет радостными чувствами, а чувства дают вдохновение. От любви к ребёнку, любовь к какому-нибудь месту на земле, любовь к противоположенному полу.
-Своих детей будешь к музыке приучать?
Да конечно, Если они с детства буду приобщены к музыке, то из них вырастут хорошие люди.
-Твои кумиры.
-На данный момент это бас гитарист Энтони Джэксон.
-Почему именно джаз? Что для тебя джаз?
-Джаз — это единственная из всех существующих на сегодня форм искусства, в которой можно найти свободу личности без потери группового контакта. Джаз даже не всегда можно назвать музыкой — это своеобразный вид общения, это какой-то взаимный обмен человеческих эмоций, это встречные потоки неких флюидов из зала и со сцены. Такое можно найти только в джазе и слишком редко в концертной музыке. Так говорил джазмен Дэйв Брубек и я с ним полностью согласен. Джаз – это сплошные эмоции, которые нельзя подделать.
Во время беседы конечно играл джаз. Впускайте музыку в себя и себя в музыку, это огромное счастье.
Аня Третьякова
!!!
Отлично!
Очень радует вновь читать Анины материалы. Мне их не хватало.